Роботизация технологических процессов
По поручению президента РФ В.В. Путина российская Федерация должна за короткий срок войти в топ-25 стран мира по роботизации.
Железные дороги – драйвер будущего развития российской робототехники.
Железнодорожная отрасль является неотъемлемым элементом развития российской робототехники и полностью вписывается в программу общего развития роботизации.
Цели и задачи
-
Повышение пропускной и перерабатывающей способности железнодорожных станций
-
Уменьшение времени обработки составов, снижение непроизводительных простоев
-
Увеличение производительности работы грузовых контейнерных площадок
-
Оптимизация выполнения экипировки локомотивов дизельным топливом
-
Устранение влияния «человеческого фактора», оптимизация штата причастных работников, вывод человека из «опасной зоны»
-
Использование робототехнических комплексов вспомогательного назначения (медботов) в условиях распространения инфекционных заболеваний, в том числе сезонного характера или носящих признаки пандемии
Ключевые даты и факты развития
2019 г. Представление на выставках EXPO1520 и Ассамблее начальников железных дорог макетного образца
2020 г. Создание экспериментального образца робототехнического устройства для выполнения операции «отпуск тормозов грузовых вагонов»
2021 г. Успешно проведены зимние испытания экспериментального образца «отпуск тормозов грузовых вагонов»
-
Рассмотрение экспертами рабочей группы комплекта заявочных материалов для инициации работы в рамках плана НТР ОАО «РЖД»
-
Начало испытаний экспериментального образца робототехнического устройства для выполнения операции «расцепка вагонов на сортировочной горке»
-
Начало испытаний линейки экспериментальных образцов робототехнических комплексов вспомогательного назначения «медбот»
2022 г. - АО "НИИАС" становится одним из первых участников "Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления"
2023 г. - АО "НИИАС" успешно проведены испытания экспериментального образца робототехнического комплекса для расцепки вагонов
2023 г. старт опытно-конструкторской работы по разработке РТК для расцепки вагонов при роспуске составов на сортировочной горке
2024 г. старт опытно-конструкторской работы по разработке РТК для выявления трещин в литых деталях и отпуска тормозов грузовых вагонов
Технологии и разработки (подсистемы)
-
Инфраструктура для средств роботизации технологических процессов
-
Система позиционирования робототехнического комплекса на основе предварительной обработки 3D-моделей вагонов и модуля технического зрения
-
Модуль безопасности робототехнического комплекса, реализованный на базе лидара и нейросетевого обработчика
-
Квантовые некриптографические методы защиты информации, передаваемой по беспроводным каналам
-
Модуль автоматического управления работой козлового контейнерного крана
-
Искробезопасный робот для экипировки топливом
-
Системы вспомогательного назначения, способные осуществлять дезинфекцию производственно-технических и служебных помещений, поддержание безопасной среды в местах пребывания людей
Испытания
-
В рамках инициативной разработки в сентябре 2020 г. – январе 2021 г. Институтом проведены зимние испытания экспериментального образца робототехнического комплекса для выполнения операции «отпуск тормозов грузовых вагонов» в различных погодных условиях.
-
С момента начала работы успешно проведены испытания экспериментального образца робототехнического комплекса при температурных режимах от -35° С до +34° С.
Перспективные робототехнические комплексы:
-
Выявление трещин в литых деталях и отпуск тормозов грузовых вагонов в парке прибытия
-
Расцепка вагонов на сортировочной горке
-
Соединение тормозных рукавов в парке отправления
-
Роботизированная беспилотная тележка для контроля состояния пути
-
Робототехнический комплекс для экипировки локомотивов дизельным топливом
-
Роботизированный козловой контейнерный кран