Робот присмотрит за вагонами. Технологии машинного зрения внедряются на сортировочной горке

img26-01-2022
Поделиться
img

Применение робототехнического комплекса позволит исключить присутствие человека на опасных участках и сделать процесс роспуска железнодорожных составов более интенсивным.

Разработчики АО «НИИАС» получили первые данные с системы технического зрения робототехнического комплекса (РТК) расцепки вагонов на сортировочной горке. Она распознает элементы автосцепного устройства и определят их положение в пространстве с высокой точностью.

Испытания системы технического зрения начались в январе текущего года. Опытный образец системы построен на основе высокоточных камер и нейросетевого обработчика видеоданных. Для выполнения операции расцепки вагонов на сортировочной горке системе управления робототехнического комплекса необходимо получать точные данные о положении механизма автосцепки в пространстве, в том числе расстояние от автосцепки до манипулятора в режиме реального времени. Для реализации этой задачи разработчики системы применяют специализированные камеры глубины.

Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора АО «НИИАС» Владимир Кудюкин, в ходе разработки системы технического зрения РТК была поставлена задача уложиться в жесткие массогабаритные параметры обработчика и при этом не потерять скорости распознавания. «Инженерам удалось решить эту задачу, оптимизировав алгоритм работы нейросети для обеспечения высокой скорости обработки видеосигнала на компактных и низкопроизводительных устройствах. Команда разработчиков уже получила первые результаты и проводит дополнительное обучение нейросетевого классификатора», — пояснил Владимир Кудюкин.

Экспериментальный образец РТК был смонтирован на 5 пути надвига четной сортировочной системы ст. Челябинск-Главный в ноябре 2021 года. Особенностью комплекса является способность без участия человека выполнять операцию по расцеплению автосцепок в динамическом режиме. Образец РТК для расцепки вагонов на сортировочной горке построен на базе инфраструктуры для средств роботизации, прошедшей испытания в работе РТК для выполнения операции отпуска тормозов грузовых вагонов в 2021 году.

В настоящее время процесс расцепки вагонов на cортировочной горке происходит вручную, — отметил заместитель начальника службы технической политики Южно-Уральской железной дороги Олег Нуждин. «Этот нелегкий и опасный труд, выполняется в любое время дня и ночи и при любой погоде. Применение робототехнического комплекса позволит исключить присутствие человека на опасных участках и сделать процесс роспуска железнодорожных составов более интенсивным. Сегодняшняя работа проходит без воздействия на элементы вагона. Главной задачей является проверка системы управления, в том числе прорабатываются функции технического зрения, настройка синхронного движения мобильной платформы робототехнического комплекса с автосцепками надвигаемого состава», — пояснил «Гудку» Олег Нуждин.

После завершения работ по обучению системы технического зрения АО «НИИАС» приступит к проведению дальнейших испытаний экспериментального образца РТК для расцепки вагонов на ст. Челябинск-Главный с отработкой процесса воздействия на механизм автосцепки в движении.

 

Арина Белан


Сайт «Гудок». Наука и образование / 25.01.22


Поделиться