Гибридную систему управления движением внедряют на МЦК

Интервью «Гудка» с Андреем Кузьминым, начальником отдела автоматизации станционных технологических процессов АО «НИИАС»
– В декабре 2021 года на участке Черкизово – Лефортово – Андроновка МЦК введена в эксплуатацию гибридная система управления движением поездов (ГСУД), позволяющая снижать интервалы попутного следования между поездами до трёх минут. Когда планируете внедрить эту систему на других участках МЦК?
– На МЦК с 2016 года внедряются системы интервального регулирования движения поездов по бессветофорной технологии с подвижными блок-участками на базе тональных рельсовых цепей (АБТЦ-МШ). Они показали эффективность и адаптированность к изменению интервала с шести до четырёх минут. Дальнейшее его сокращение приводило к необходимости модернизации инфраструктуры. ГСУД на основе цифрового радио-канала позволила, не прерывая движения, уменьшить интервалы попутного следования поездов. На опытном участке ГСУД прошла испытания и подтвердила возможность организации движения поездов в попутном направлении в трёхминутном графике. В этом году полигон внедрения гибридной системы будет расширен. Завершить работы планируем в 2023 году.
– В чём преимущество гибридной системы управления движением поездов?
– В составе ГСУД функционирует Центр радиоблокировки (РБЦ), который обрабатывает информацию как от систем микропроцессорной централизации и автоблокировки, так и от систем безопасности подвижного состава. Формирует для них дополнительный режим, позволяющий организовать движение в зоне защитного блок-участка, тем самым увеличивая скорость их движения на жёлтый и красно-жёлтый показания АЛС, и как следствие, сближать поезда. РБЦ по цифровым системам технологической радиосвязи получает оперативные данные о координатах каждого поезда и передаёт информацию для построения безопасной кривой торможения. За счёт этого достигается сокращение интервала попутного следования поездов. При сокращении интервалов одновременно разрабатывается беспилотный режим управления подвижным составом из-за сокращения времени на реакцию машиниста.
– Возможно применить этот опыт на сети РЖД?
– Этот опыт позволит тиражировать гибридную систему управления на участки сети с интенсивным движением поездов, особенно в пригородных зонах.
Беседовала Надежда Кожухова