В газете Гудок вышло интервью с генеральным директором НИИАС Александром Долгим о Российской системе управления движением поездов

img13-10-2022
Поделиться
img
Генеральный директор НИИАС Александр Долгий рассказал газете Гудок о первой версии Российской системы управления движением поездов (РСУДП).

Напомним, что ранее на площадке АО «НИИАС» прошла демонстрация 1-ой очереди аппаратно-программного комплекса полунатурного моделирования для реализации РСУДП, который уже сейчас позволяет разработчикам оперативно проводить испытания новых импортонезависимых технических решений для применения их в текущих инфраструктурных проектах компании на Восточном полигоне и в Центральном транспортном узле.

Подробнее об основных принципах работы системы, ее предназначении и этапах развития проекта читайте ниже в материале газеты Гудок.





Движение под контролем

– В НИИАСе собрана первая версия Российской системы управления движением поездов (РСУДП). Каковы основные принципы её работы?

– Система работает по иерархическому принципу. На верхнем уровне в зависимости от заданного сценария формируется график работы полигона, далее поездные диспетчеры принимают его к исполнению и передают на свои круги, соответствующие маршруты формируются на станционном уровне и транслируются на борт локомотива, который двигается в режиме автоведения по бессветофорному участку. Здесь нужно отметить, что все поездные диспетчеры и дежурные по станциям будут лишь наблюдать за процессом и вмешиваться в него только в нештатных ситуациях, так же как и машинист, ведь основная нагрузка на него будет ложиться при запуске машины, входе и выходе из депо и в случае проследования по некодируемым путям.

Основной изюминкой организации интервального регулирования для высокоскоростных магистралей будет являться применение рельсовых цепей повышенной длины с двойным кодированием, а также передача информации на локомотивные устройства безопасности с помощью радио-блок центра и рельсопроводного канала. Это, с одной стороны, позволит кратно сократить количество рельсовых цепей и шкафов управления, а с другой – сохранить высокую пропускную способность участка в случае пропадания или неустойчивой работы одного из каналов связи. Кстати, это также является и одним из главных отличий нашей российской системы от известных зарубежных аналогов.





– Для чего создавалась система?

– В современных условиях мы наблюдаем постоянное повышение ожиданий у пассажиров и участников рынка железнодорожного транспорта к скорости движения поездов, интенсивности и стабильности перевозочного процесса. Для соответствия растущим требованиям разработчики систем управления движением поездов вынуждены постоянно расширять функционал и повышать надёжность их работы. В конечном итоге общая архитектура таких систем становится сложнее за счёт появления новых модулей и кратного увеличения потоков передачи данных.

Поэтому помимо решения принципиальных электротехнических и технологических задач, связанных с высокими скоростями и интенсивностью движения, в этом проекте мы также решаем задачу повышения эффективности проектирования и строительства сложных инфраструктурных объектов за счёт объединения в единый комплекс всей технологической линейки систем, от планирования графика до управления исполнительными устройствами. Такая работа впервые проведена в ОАО «РЖД» в рамках текущего этапа создания РСУДП в 2022 году.


– Какую роль в проекте играет ваш институт?

– НИИАС является головным разработчиком РСУДП и системным интегратором всего проекта. К разработке РСУДП подключены также наиболее компетентные в данной области знаний организации. В части станционных решений это АО «ЭЛТЕЗА», по системе диагностики инфраструктуры – АО «ВНИИЖТ», в работе над бортовыми устройствами участвует ПКБ ЦТ, а также многие другие предприятия отрасли.





– На каком этапе сегодня находится реализация проекта?

– В этом году ко Дню компании мы завершили все строительно-монтажные работы по созданию на базе нашего института полноценной лаборатории, сделали ремонт в помещениях, собрали первую очередь стендового комплекса. Разработаны структура и архитектура управляющего комплекса, протоколы взаимодействия между подсистемами различных уровней управления.

В ближайшем будущем работы по интеграции программно-аппаратных комплексов различных уровней и отладку программного обеспечения планируется проводить с помощью построенного стенда полунатурного моделирования, позволяющего создать имитационную модель РСУДП с применением реальных аппаратных средств. Также планируется проведение компьютерных экспериментов для изучения и прогнозирования реакции комплекса в различных условиях эксплуатации и внешних воздействий.

Необходимо отметить, что отдельные элементы системы достаточно давно эксплуатируются на сети дорог. Но единый полноценный стенд с новыми характеристиками собран впервые.

Ещё необходимо сказать, что уже сегодня наш стенд позволяет разработчикам оперативно проводить испытания отдельных импортонезависимых технических решений для применения их в текущих инфраструктурных проектах ОАО «РЖД», например, на Восточном полигоне и в Центральном транспортном узле.


Поделиться