Беспилотное движение: проблемы, технологии, решения

2 октября 2018 года состоялось расширенное заседание Научно-технического совета АО «НИИАС» на тему «Концепция беспилотной системы управления движением поездов на Московском центральном кольце (МЦК)». В заседании приняли участие члены НТС, представители департаментов ОАО «РЖД», промышленных предприятий – производителей железнодорожной техники и вузов.

Открывая работу Научно-технического совета, старший советник генерального директора ОАО «РЖД» В.А. Гапанович, обозначил трудности, с которыми сталкиваются разработчики во всем мире при внедрении беспилотного движения не только поездов, но и других видов транспорта, в первую очередь, автомобильного. Это проблемы эффективности технического зрения и искусственного интеллекта, способного не только распознавать и анализировать предметы, но и определять их влияние на безопасность движения транспортного средства. Несмотря на то, что железнодорожный транспорт, в отличие от автомобильного, меньше подвержен такому влиянию, безопасность является одним из основных приоритетов при внедрении беспилотного движения.

Во вступительном слове генеральный директор АО «НИИАС» доктор технических наук, профессор И.Н. Розенберг охарактеризовал подходы, которые используют ученые института при разработке инновационных систем, обеспечивающих беспилотное движение.

Концепцию беспилотной системы управления движением поездов на МЦК представили руководитель Центра систем управления и обеспечения движения АО «НИИАС» кандидат технических наук П.А. Попов и начальник отдела разработки встраиваемых систем АО «НИИАС» И.Н. Королев. В докладах были представлены результаты анализа отечественной и мировой практики в области беспилотного движения, возможности систем технического зрения, которые применяются на подвижном составе, а также ряда стационарных устройств, монтируемых на инфраструктуре железнодорожного транспорта. Работы АО «НИИАС» по организации движения маневровых локомотивов без машиниста на станции Лужская Октябрьской железной дороги, а также движения электропоездов «Ласточка» на Московском центральном кольце создали серьезный задел в области беспилотного движения поездов.

Генеральный директор ООО «ЛокоТех-Сигнал» А.М. Романчиков и начальник отдела систем управления, безопасности и связи ООО «Уральские локомотивы» О.В. Рогожникова представили новшества, которые уже сегодня применяются на локомотивах.

О решениях по организации беспилотного движения рассказали в своих докладах ученые Научно-конструкторского бюро вычислительных систем (НКБ ВС) и Московского физико-технического института (Государственного университета). В этих организациях созданы образцы техники и устройств, обеспечивающих беспилотные или автономные транспортные системы. Многие роботизированные транспортные средства уже работают, подчас в сложнейших, в том числе, боевых условиях или при чрезвычайных ситуациях.

Члены Научно-технического совета АО «НИИАС» одобрили представленную Концепцию и отметили, что решение проблем беспилотного движения лежит в сфере тесного межфункционального взаимодействия. АО «НИИАС», имеющее определенный опыт в создании и внедрении систем беспилотного движения, будет координировать эту работу, взаимоувязывая результаты деятельности десятков организаций и учреждений.

.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»