Институт основан в 1956 году.
14 февраля 1956 года министр путей сообщения СССР подписал приказ о создании конструкторского бюро Главного управления сигнализации и связи» (КБ ЦШ).

Небольшая специализированная организация, руководимая К.Д. Машковым, активно приступила к решению остро стоявших в тот период задач по обеспечению железнодорожного транспорта средствами сигнализации и связи.

В короткие сроки впервые в СССР была разработана аппаратура автоблокировки на полупроводниковых элементах. Созданы новая система релейной полуавтоматической блокировки РПБ КБ ЦШ, станционная релейная блокировка с электрическим управлением стрелками СРБ-ЭЦ, разработана автоматическая переездная сигнализация и другие виды устройств железнодорожной автоматики.


МАШКОВ
Константин Дмитриевич

Основатель и первый начальник КБ ЦШ (1956–1971)

Трехденов
Владимир Иванович

Главный инженер, начальник КБ ЦШ (1970-1979)

Казимов
Александр Алиевич

Заведующий отделом связи, начальник КБ ЦШ (1979-1986)

 

 


На основе КБ ЦШ затем был сформирован научно-исследовательский институт железнодорожной автоматизации (НИИ ЖА), а после него в 1987 году, в ходе проводимой в СССР очередной экономической реформы, на основе объединения НИИЖА и треста «Транссигналсвязьзаводы» появилось научно-производственное объединение НПО «Союзжелдоравтоматизация». Генеральным директором НПО был назначен Владимир Семенович Скабалланович, а его первым заместителем – руководителем НИИЖА Михаил Михайлович Лебедев.


Лебедев
Михаил Михайлович

Начальник КБ ЦШ, Директор НИИЖА НИИАС ЖТ (1987-1999)

В середине 1990-х годов для реализации принятой Программы информатизации МПС России НИИЖА был расширен за счет присоединения к нему ряда профильных подразделений Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), занимавшихся разработками в области автоматики и связи, и получил название НИИАС ЖТ. Это была уже достаточно мощная структура, технические решения которой нашли широкое практическое применение в процессах эксплуатации железных дорог.

Конец XX века это активное развитие работ в области создания автоматизированных систем управления (АСУ) на основе перспективных разработок в области вычислительной техники, микроэлектроники, программного обеспечения и информационных технологий.


Козлов
Петр Алексеевич

Директор ВНИИАС МПС России (1999-2003)

В 2000 году в Министерстве путей сообщения России было принято решение о преобразовании НИИАС ЖТ в головной институт отрасли – Российский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи МПС России (ГУП ВНИИАС МПС России). Возглавляли институт д.т.н. Пётр Алексеевич Козлов, а затем д.т.н. Александр Борисович Косарев.


Косарев
Александр Борисович

Директор ВНИИАС МПС России (2004-2006)

Создание новой структуры позволило устранить существовавшие организационные барьеры между разработчиками технологий управления перевозочным процессом и разработчиками систем автоматики и телемеханики. Начался новый этап информатизации МПС России – интеграция отраслевых автоматизированных и управляющих систем.


В этот период учеными и специалистами Института в тесном взаимодействии с подразделениями МПС России были разработаны и внедрены автоматизированные информационные системы АСОУП, ДИСПАРК, ДИСТПС, «Грузовой экспресс» и другие.

С участием Института все эти годы велась большая работа по развитию и совершенствованию системы учета и продажи мест на поезда дальнего следования «Экспресс».


Ададуров
Сергей Евгеньевич

Директор ВНИИАС МПС России,
Генеральный директор ОАО «НИИАС» (2007-2011)

Своё 50-летие Институт встретил одновременно с проведением третьего этапа реформирования ОАО «РЖД», особенностью которого было проведение серьёзных преобразований в организационной структуре холдинга в части создания зависимых и дочерних обществ, нацеленных на обеспечение конкурентоспособности и научно-технического развития ОАО «РЖД».


В 2007 году ОАО «РЖД» на базе ГУП ВНИИАС МПС России при участии ЗАО «НПЦ КОМТЕХТРАНС» создало открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»). Генеральным директором Института был назначен доктор технических наук Сергей Евгеньевич Ададуров. В 2011-2015 г.г. руководство Институтом осуществлял Андрей Евгеньевич Погодин, а с 2015 года Розенберг Игорь Наумович.


Погодин
Андрей Евгеньевич

Генеральный директор ОАО «НИИАС» (2011-2015)

Новое дочернее общество ОАО «РЖД» стало правопреемником ГУП ВНИИАС МПС России по всем техническим и исполнительским вопросам, связанным с созданием и сопровождением научно-технической продукции в области железнодорожной автоматики и систем управления, обеспечивших к началу XXI века создание системы диспетчерских центров управления перевозками (ЦУП).


Разработанная Институтом система ЦУПов дорожно-сетевого уровня стала практически главным инструментом оперативного управления перевозочным процессом в железнодорожной отрасли. На их основе удалось сконцентрировать диспетчерское управление в единой структуре, реализовать вертикаль управления и оперативного контроля процессами продвижения вагонопотоков, существенно повысить эффективность перевозочного процесса.

Таким образом, в железнодорожной отрасли сформировалось базовое предприятие - центр компетенции, нацеленный, по сути дела, на внедрение основных достижений в области вычислительной техники, автоматики, телемеханики и информационно-коммуникационных технологий на железнодорожном транспорте России.


.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»