Электронные карты бортовых устройств тягового подвижного состава

АО «НИИАС» с целью обеспечения безопасности движения подвижного состава и безукоризненной работы бортовых устройств локомотивов разработало Единую геоинформационную систему тягового подвижного состава (ЕГИС ТПС).

ЕГИС ТПС включает в себя базу данных объектов инфраструктуры, значимых для подвижного состава с точки зрения безопасности движения и используемых бортовыми устройствами всех типов, а также программное обеспечение для создания, ведения и поддержания базы данных в актуальном состоянии. Программное обеспечение использует определение местоположения тягового подвижного состава по отношению к путевой инфраструктуре и необходимое описание объектов инфраструктуры.

В состав объектов базы данных ЕГИС ТПС входят не только видимые объекты, такие как стрелки, светофоры, переезды, платформы, но и невидимые – установленные скорости, места смены частоты кодирования, места обоснованных сбоев аппаратуры локомотивной сигнализации и другое.

Разработанное программное обеспечение ведет и использует базу данных объектов инфраструктуры, значимых для обеспечения безопасности движения, с привязкой их к линейной и пространственной координате. База данных представляет собой единое средство хранения и актуализации информации для различных бортовых устройств, что исключает риски возникновения противоречий. Система позволяет формировать заявки на корректировку данных в связи с изменением местоположения объектов инфраструктуры или допустимых скоростей движения. Благодаря возможности конвертации данных, ЕГИС ТПС позволяет формировать электронные карты для бортовых устройств различных типов тягового подвижного состава, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава, а также производить автоматическую расшифровку файлов поездок.

Для создания базы данных ЕГИС ТПС использует все доступные системы ОАО «РЖД», содержащие информацию об объектах инфраструктуры. Кроме того, активно применяется способ видеопаспортизации участков пути, при котором производится видеосъемка участка с движущегося локомотива с одновременным измерением спутниковой аппаратурой координат местоположения. Результаты съемки обрабатываются оператором с помощью специального программного обеспечения, выделяются видимые объекты и их параметры, в частности, линейная и пространственная координаты проекции объекта на ось пути. Сформированный промежуточный результат загружается в базу данных, производится расстановка ограничений скорости и нанесение других невидимых объектов. Из полученных и обработанных данных ЕГИС ТПС формирует файл загрузки в бортовое устройство – электронную карту. Сформированные электронные карты проходят процесс обкатки во время пробной поездки по участкам полигона, при которой происходит верификация их достоверности и точности.

В результате полной загрузки базы данных ЕГИС ТПС по всей сети железных дорог наиболее важными станут работы по корректировке и актуализации в результате модернизации инфраструктуры. Изменения допустимых скоростей движения будут выполняться автоматически с использованием данных Автоматизированной системы управления выдачи и отмены предупреждений (АСУ ВОП).

Уже сегодня, ведутся работы по проектированию средств автоматического внесения изменений местоположения объектов инфраструктуры и обеспечению возможности учета временных ограничений при формировании электронных карт, а также использованию систем радиосвязи для передачи необходимой информации в бортовые устройства.

Последующее развитие ЕГИС ТПС связано с модернизацией устройств безопасности, в том числе с изменением технологии загрузки электронной карты, увеличением объема памяти, а также с использованием универсального сменного носителя информации.

.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ, АВТОМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Россия, 109029, Москва, Нижегородская ул., 27 стр. 1
Тел.: (499) 262-88-83 (для соединения с оператором доб. 13135, 13182)


© АО «НИИАС», 2018

АО «НИИАС» – дочернее общество ОАО «Российские железные дороги»